✔️ Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймия о злословии:
«Среди людей есть те, кто злословит, соглашаясь с сидящими рядом друзьями и приятелями — зная о том, что обсуждаемый человек непричастен к тому, что они говорят, или лишь отчасти (виновен) в том, что они говорят. Однако он полагает, что если он не одобрит их, то собрание прервётся, ибо его участникам это будет неприятно и они оттолкнут его от себя; он же считает, что соглашаясь с ними, имеет благую компанию, и потому, когда они сердятся, он сердится тоже и погружается с ними (в злословие).
Среди них есть те, кто выражает сплетни в различных формах. Кто-то — в форме религиозности и набожности, говоря: «Я обычно не упоминаю никого иначе, как благими (словами)! Я не люблю ни злословие, ни ложь, и всего лишь сообщил вам о его делах!» И говорит: «Клянусь Аллахом, он — бедолага; или он — отличный человек, однако в нём есть такие-то и такие-то (недостатки)». А, возможно, говорит: «Мы молим Аллаха, чтобы Он простил нас и его». Таким образом, он преследует цель преуменьшить (свои грехи) и делать их приемлемыми (при взгляде) со стороны.
Те, которые разносят сплетни в форме набожности и религиозности, пытаются обмануть Аллаха — подобно тому, как они обманывают творения. Мы видим у них множество оттенков и подобий этого.
И среди них есть те, кто возвышает себя, говоря: «Я бы воззвал вчера в намазе с мольбой за такого-то, если бы до меня дошли такие-то и такие-то (скверные новости) о нём!» — чтобы возвысить себя и унизить другого перед теми, кто ему доверяет. Или же говорит: «Такой-то слабоумен и непонятлив» — преследуя цель восхвалить себя, доказать свою просвещённость и то, что он лучше другого.
И среди них есть те, кто злословит, завидуя. Т.е. он объединяет два скверных дела: зависть и сплетни. Когда (при нём) хвалят некую персону, он отрицает это как может, принижая её (заслуги) — в форме религиозности и набожности, или в форме зависти, гордыни и упрёков, дабы лишить (человека уважения).
И среди них есть те, кто разносит сплетни в форме потехи и шуток — чтобы высмеять кого-то, пародируя его и издеваясь над ним.
И среди них есть те, кто разносит сплетни в форме удивления, говоря: «Я удивился, (узнав) как такой-то не делает того-то и того-то? И как с таким-то могло случиться то-то? И как такой-то мог совершить то-то?» И распространяет его имя, высказывая это удивление.
И среди них есть те, кто выражает огорчение, говоря: «Насколько несчастен такой-то, меня огорчает то, что произошло с ним!» Он думает, что тот, кто услышит это, будет скорбеть и жалеть (этого человека), однако сердце (услышавшего на самом деле) будет наполнено злорадством и, если может, то непременно добавит к этому что-нибудь. Возможно, он упомянет об этом перед врагами (того человека), чтобы они позлорадствовали. Всё это — из числа великих болезней сердец и попыток обмануть Аллаха и Его творения.
И среди них есть тот, кто распространяет хулу, выражая гнев и недовольство порицаемым; в этой же главе разъяснены примеры украшения речи, когда (говорящий) имеет не ту цель, которую выражает внешне. И лишь от Аллаха помощь».
📚 См. «Маджму'у-ль-фатава», 28/236-238